Из письма Федерико Гарсиа Лорка Сальвадору Дали
моя рецензия на фильм "Отголоски прошлого"
Отголоски прошлого
Little Ashes
Жанр фильм-драма, биографический фильм
Режиссёр Пол Моррисон
Продюсер Вайшнави Брассей, Мойра Кэмпбелл
Автор
сценария Филиппа Гослетт
В главных
ролях
Хавьер Белтран
Роберт Паттинсон
Мэттью МакНалти
Марина Гэтелл
Оператор
Великобритания
2008
Отличнейший фильм!
Гениальный сценарий, отличная режиссура.
Не люблю Паттинсона, но, черт бы его побрал!... Я вдруг поняла, что он хороший актер, а эти все его ужимки в "Сумерках" - ничто иное, как оковы, наложенные на него ролью и ожиданиями фанатов саги (как следствие - требований продюссеров).
Стоить заметить, оба актера хоть и не сильно, но похожи на своих героев внешне.
Добавлю так же, что меня поразили.... руки Паттинсона! Да да! Я не считаю его красивым ни в какой мере, ни одной чертой лица, ни фигурой. Мне всегда казалось, что находить его красивым может только пристрастная к его роли аудитория. Считаю так и сейчас. Однако в фильме у него совершенно невероятно красивые руки - белые, с "длинными нервными пальцами", как то и положено настоящему художнику, и идеально ухоженными ногтями. Иногда мне казалось, что это вообще не его руки. Серьезно, в некоторых сценах я силилась рассмотреть за спиной Роба статиста, который и обладает этими шикарными руками.
Образ Дали на первый взгляд (да и на второй) запутан и непонятен, как и его искусство, впрочем. Сальвадор глупый, эгоистичный мальчишка? Или жестокий динамщик? Самовлюбленный корыстный псих? Чтож, картина показала нам все варианты, но приоткрыла и саму суть - боящийся самой реальности и с трудом понимающий (а как следствие и выражающий) себя человек, которого ограничивает мир вокруг него и разрывает мир внутри него. Да да - с трудом выражающий себя. Я, разумеется, имею в виду его, как индивида, который врят ли смог бы что то внятно рассказать о себе, вербально или невербально. Ибо его картины, бесспорно, хоть и отражают его внутреннюю вселенную, но запутывают нас в личности художника.
Лорка....
Я не могу судить, наскалько хорошо сыграл роль Хавьер Белтран, ибо не видела его в иных фильмах.
Потому и не могу судить к кому именно отнести претензию об образе Федерико - режиссеру, или актеру? Ибо, по моему мнению, Лорка был более... Ну, живой, чтоли? Более страстный? Я имею в виду не страсть от похоти, разумеется. Белтран, пожалуй, излишне сдержан.
Несколько необычна так же временная линия фильма: создается впечатление, что Федерико небыло до приезда Сальвадора, а Сальвадора не стало после смерти Федерико.
Впрочем, только так и можно снять фильм, в котором пересекаются жизни двух великих людей.
Итак, по порядку.
В самом начале фильма меня разбило на смех первое явление Дали народу: он, в отличии от других парней, не в ботинках, а в сапогах и не модно остриженный кругом, да еще и в этой старомодной рубашке с оборками и дурацкой высокой шапке - такой провинциальный щеголь! И все это с лицом Роберта Паттинсона!
А потом эти милые хитрости в попытках завести друзей...
И эти его представления полным именем... Сальвадор Фелипе... эээ.... Как его? Тот, кто подсказал ему сократить имя - гений!
Не знаю, что там было на самом деле, но в начале выглядело так, что Сальвадор искал дружбы великого поэта Федерико Лорки. Именно поэта, а не человека. И не похоже, чтобы Дали проявлял какой то иной интерес до начала посылов со стороны своего именитого приятеля.
С Лоркой же все проще. Не известно, был ли у него интерес к своему полу до встречи с Сальвадором, зато мы точно видим момент, когда оный появился у него к Дали. Долгий взгляд на присосавшегося к довольно толстому горлышку бутылки спиртного художника (просто символизм по Фрейду) и последующее покаяние в "нечестивых мыслях" перед статуэткой Христа в лучших традициях католицизма совершенно четко обозначают нам этот момент.
Тут надо отвлеченно заметить вот что, думается мне, ни у Сальватора, ни у Федерико до этой связи мужчин небыло. С Дали все ясно - восемнадцатилетний провинциал врятли мог успеть "вкусить запретный плод" до приезда в Мадрид. У Федерико же было время на отрыв (на момент приезда художника ему уже 24 года), однако есть два существенных обстоятельства, которые убеждают меня в том, что поэт придерживался традиционного секса. Во-первых, горячее покаяние в "греховных мыслях", о котором я уже писала.Человек, который ранее уже успел согрешить физически, за мысли себя корить не станет - их он себе простил в тот миг, когда перешел к действию. Во-вторых, то, что из интимной близости мужчин ничего не вышло. Искренне полагаю, что если бы хотя бы один из них имел какой либо опыт в полноценном однополом сексе, близость между ними была бы более удачной.
Ну да вернемся к сюжету.
Итак, благочестивый Федерико принимает единственно верное в условиях его веры и законах его страны (тогда гомосексуализм преследовался как уголовное преступление) решение - избегать Дали!
Не тут то было! Утерявший благосклонность, юный художник выслеживает приятеля и навязывается ему в компаньоны! Браво, случайная встреча исполнена очень изобретательно, хотя слежка и была топорной.
Пьяный Сальвадор на ужине доброй тетушки само очарование! "Я только что из тюрьмы. Тридцать дней полной изоляции - это меня так вдохновило! Вот вы как относитесь к актам групповой дефекации?"
Как бы там нибыло, именно на этом обеде Федерико читает одно из своих стихотворений, после чего мы, во-первых, понимаем что перед нами "борец за свободу" (за что в результате и поплатится), а во-вторых, Дали наконец то видит "истинного Федерико" и смотрит таки на него наконец-то как на человека, а не поэта.
Дальше вся эта история замелькала так быстро, что трудно сказать уже, что было раньше - желание Сальвадора или решимость Лорки, но как бы там нибыло, после визуально красивой сцены купания при луне и рассуждений Сальвадора на тему границ, которых быть не должно (которыми он, пожалуй , убеждал скорее себя), происходит таки фиаско с попыткой вступить в половую связь.
Признаю, я не до конца поняла, что же случилось и почему именно Дали оттолкнул не состоявшегося любовника... Просто, я решила сначала, что художник передумал в последний момент, однако, я знаю, это прозвучит глупо, но, рыдая на полу, он так вцепился в свое правое колено, что я уж забеспокоилась, не получил ли травму телесную наш сюрреалист? Не знаю, такова ли задумка режиссера или это ошибка актера (может быть, вцепиться он должен был в оба колена?), однако с толку меня это сбило.
"Это не важно" - говорит Федерико оборонительно завернувшемуся в плед Сальвадору после произошедшего. Но звучит это так жалко и неуверенно, что, похоже, это слышит даже он сам. Это важно и это не возможно, вот что подумалось мне в ответ на его слова.
На самом деле, я вообще не считаю, что Дали хотел близости с мужчиной. Его попытка с Лоркой - результат того, что друг ему нравился и в некотором роде несколько давил на него, а так же в том, что близость с женщиной для него была по каким то эмоциональным причинам не доступна.
Не знаю, решил ли художник поехать в Париж до произошедшего, или все-таки после, но выглядело это именно как бегство от их общей неудачи, своих чувств (или их полного разброда) и необходимости что то с этим решать.
Надо сказать, дальнейшие действия Дали в отношении поэта показались мне жестокими.
Ладно, художник уехал в Париж и Лорка, по всей видимости, испытывающий некоторую вину за то что произошло (а уж если быть точным - не произошло), не стал его удерживать.
Но потом...
Федерико терзается мыслями о Сальвадоре - что он делает, с кем он, не забыл ли его?.. И что? Вернувшийся из Парижа, художник не сообщает Лорке о приезде, пока тот не встречает его случайно. Но и при этой встрече Дали заявляет взволнованному поэту что торопится на экзамен (как то он сначала не заметно торопился).
Затем Сальвадор приходит к нему в комнату и что мы слышим? Все что угодно, кроме того что важно для Гарсии - разговор, о том кто они теперь друг другу.
Художник наносит новый удар: "Гала - моя вторая половинка!" - и это сейчас!
А затем еще один удар - теперь уже физический, за первую и единственную попытку Лорки в чем то обвинить любовника.
Не знаю, попробовали бы они снова переспать или нет, но Сальватор (который, как становится ясно, и сам не знает чего хочет) снова дает Федерико надежду на близость... И врывается Магдалена.
Последущая сцена, пожалуй, является больше похожей на секс между ними, чем то, что было в тот неудачный раз на крыше.
Пошатывающийся Дали покидает комнату и Федерико - тот находит, теперь уже бывшее, пристанище художника пустым, а себя брошеным...
Был ли фильм "Андалузский пес" назван специально в обиду Гарсиа, или нет, о том ничего до подлинно не известно, но то, что такое название может задеть поэта Дали не знать не мог. Но его это, по видимому, не остановило.
Что ж, Лорка исцеляется в творчестве, находит, кажется, другого партнера (не знаю как иначе истолковать отношения с мужчиной, который теперь все время с ним), борется за свободу своей страны... И получает приглашение к себе от Сальвадора.
"Ты пойдешь?" - спрашивает у него старый приятель. А он может не пойти?...
Впрочем, это всего лишь очередной удар. Совсем изменившийся, чужой, прячущийся за Галой, Дали использует и унижает поэта; даже его попытка извиниться за "Андалузского пса" похожа на оскорбление.
Был ли Сальвадор прав, говоря, что Лорка к нему вернется? Этого мы уже не узнаем. Одно мы знаем точно - он хотел, чтобы Федерико вернулся.
Была ли поездка домой попыткой залечить раны, или изощренным способом самоубийства сказать трудно. Как бы там нибыло, фанатиков не остановил блеск таланта, который они линчевали. И это был последний раз, когда мы видели Федерико Лорку.
Финальная сцена, когда Дали узнает о смерти друга символична, как и все творчество Дали. По-видимому, понявший, что прощать его не хотят, художник делает попытку к примирению и звонит домой Лорке. Увы, ему уже никто не ответит. Сальвадор размазывает черную краску - символ траура - по холсту, то ли дипрессируя, то ли хороня любовь...
А затем он узнает о смерти поэта и одевается в траур. Обливается им. Покрывается им.
И с ухмылкой в духе депповского Эда Вуда, художник выходит к публике. Наверное, это последний раз, когда мы видели прежнего Сальвадора Дали...
@темы: отзыв, Хавьер Белтран, Гомосексуализм в искусстве, культура, Сальвадор Дали, Кино, Мысли вслух, Федерико Гарсия Лорка, Точка зрения, искусство, Роберт Паттинсон